Восприятие цвета детьми раннего возрастаПодготовила воспитатель раннего возраста Сизова И.Е.

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
Для начала, следует отметить, что количество «основных» цветов в разных культурах различно. Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий). А со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.

Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.
Именно такие цвета первыми начинает различать ребенок.
Чувство красоты цвета можно и необходимо развивать, и желательно с детства!
Развитие чувственного восприятия цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями для каждой возрастной группы: детского мышления, воображения, сенсорики и т.п.
Особенности восприятия цвета детьми 2-3 лет.
Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. Он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам.
По современным данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Точность цветоразличия повышается с возрастом. Так как познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений, на втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.
Исследования Е. А. Аркина и 3. М. Истоминой показывают, что в 2-3 года у детей хорошо сформирован зрительный анализатор, т.е. дети легко различают все основные цвета. Тем не менее, как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.
Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.
К 3 годам дети уверенно и точно различают некоторые звуки, тембр голоса близких людей, различают некоторые вкусы и запахи, но особенно хорошо они уже узнают цвета. Они часто знают названия некоторых из них. Различать цвета детям значительно легче чем их называть и даже чем отбирать цвета, названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Малыши любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько краской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом, как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит).
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он узнает морковку, потому что она красная, сливу – потому что она синяя. Только по оттенкам цвета человек определяет изображенное на картине время дня: утро или ночь; по цветовым оттенкам определяется свежесть листьев на деревьях или их увядание, приближение грозы или яркость солнечного дня. Этому всему и необходимо научить малыша.
Однако без специального обучения этот процесс у детей может затянуться и даже в старшем дошкольном возрасте они не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) - своеобразных шаблонов.
Также без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов - серый, голубой, розовый - устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета.
Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному - красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому - и голубые, и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета - ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают, как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый.
Исключение в восприятии малышами цвета составляет цветовая слепота – дальтонизм – неспособность различать некоторые цвета, большей частью красный и зелёный. Но существуют методики, которые определяют дальтонизм у детей после достижения ими трёх лет.
Одно из главных направлений развития цветовосприятия
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей 2-4 лет помогают настольно-печатные и словесные игры, специально организованные занятия и дидактические игры со специалистами (воспитателями, педагогами развивающих центров и т.д.) В играх формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
Но в этом важном, систематически развивающемся процессе – чувственного восприятия цвета и цветоразличия -- без внимания и непосредственного участия родителей не обойтись. Необходимо родителям каждого малыша ежедневно во время наблюдений в окружающей среде многократно проговаривать названия цвета предметов и явлений, поощрять ребенка в его успехах и стремиться к тому, чтобы ребенок достиг умения вычленять цветовой признак самостоятельно.